- Тренинг
Тренер: Баранцев Алексей
Этот курс предназначен для обучения тестировщиков программированию на языке Java (для тех, кого интересуют другие языки, у нас есть аналогичные курсы для Python и C#).
Это не курс начального уровня, в нём не изучаются "самые-самые основы программирования". Для успешного прохождения тренинга необходимо уже уметь хотя бы немного программировать на каком-нибудь языке, не обязательно Java. Вполне достаточно, если Вы изучали какой-нибудь язык программирования в вузе и выполняли лабораторные работы. Или можно прочитать замечательную книжку Якова Файна "Программирование на Java для детей, родителей, дедушек и бабушек" и немного попрактиковаться, выполняя задания, приведённые в этой книжке.
Да, это курс именно для тестировщиков. Обучение программированию не сводится только к изучению языка программирования. Построение правильной архитектуры, использование фреймворков и библиотек, владение инструментами разработки и отладки -- это тоже часть “умения програмировать”. Поэтому в этом курсе детально рассматриваются именно те возможности языка и вспомогательных библиотек, которые наиболее востребованы при разработке автотестов, в том числе при тестировании веб- и Windows-приложений через пользовательский интерфейс.
Изучаемый материал будет демонстрироваться на едином сквозном примере -- мы будем разрабатывать автоматизированные тесты для веб-приложения, используя Selenium WebDriver. Начав с простого теста, записанного “рекордером”, мы будем постепенно усложнять архитектуру тестового набора, добавлять и усиливать проверки в тестах, дополнять тесты генераторами тестовых данных. Основной акцент будет сделан не на алгоритмы, а на изучение различных полезных библиотек и фреймворков, а также шаблонов проектирования, позволяющих организовать код автоматизированных тестов таким образом, чтобы его было легко модифицировать и расширять.
Но одним примером мы не ограничимся, для закрепления материала мы в течение курса построим "в едином стиле" несколько проектов с тестами для приложений разного типа, научимся тестировать приложения через веб-интерфейс, пользовательский интерфейс Windows, интерфейс доступа к базам данных, сетевые интерфейсы (почта, HTTP, веб-сервисы).
1. Основы программирования: структуризация кода.
Мы не станем пытаться брать крепость программирования "лобовой атакой", последовательно изучая типы данных, операторы и конструкции языка. Вместо этого мы зайдём "с тыла", начав понимание основ программирования с изучения тех тестов, которые генерируются инструментами catch-n-replay. Это может показаться странным, потому что я часто повторяю, что эти инструменты создают плохие тесты, и вдруг я выбрал их как пример для изучения. Да, именно по этой причине и выбрал. Эти тесты слишком примитивны, чтобы быть пригодными к использованию в реальной жизни, но как учебные примеры они достаточно хороши -- они крайне просты по своему устройству, но несмотря на это являются готовыми к выполнению тестами. Кроме того, эти тесты уже используют специальный фреймворк для запуска тестов, который нам также предстоит освоить в рамках тренинга.
Сначала мы изучим возможности языка Java по структуризации кода -- пакеты и классы, методы и данные, а также посмотрим на то, как среда разработки позволяет манипулировать этой структурой кода. Затем поговорим о том, как тестовый фреймворк накладывает на код дополнительную структуру, выделяя специальные методы для работы с тестовым окружением, которые в нужный момент автоматически выполняются, чтобы выполнить инициализацию и зачистку.
2. Управление потоком выполнения кода. Двухуровневая архитектура тестового набора
Автотесты “системного” уровня (в отличие от “unit-тестов”) удобно разделить на два слоя -- 1) собственно тесты, 2) код, ответственный за взамодействие с тестируемой системой, причём вторая часть, как правило, является более сложной технически.
Мы научимся создавать такую двухуровневую архитектуру путём плавной трансформации ранее созданных при помощи “рекордера” простых одноуровневых тестов.
Условный переход (if-then) -- это одна из основных конструкций языка программирования, позволяющая программе вести себя по разному в разных условиях.
Мы научимся использовать эту конструкцию для того, чтобы менять поведение программы в зависимости от ситуации (есть на странице тестируемого веб-приложения нужный элемент или нет) и от входных данных (определено значение некоторой переменной или нет), для оптимизации тестов (уже попали на нужную страницу приложения или нет) и для повышения их гибкости.
3. Коллекции и циклы
Вторая основополагающая конструкция языка программирования -- это цикл, то есть многократное выполнение некоторого фрагмента кода. В тестах она может встречаться, например, при генерации большого количества тестовых данных.
Однако чаще циклы используются при работе с “коллекциями” -- списками и множествами объектов какого-то типа. Мы научимся строить и модифицировать коллекции, сравнивать и сортировать их, а также реализовывать в тестах сложные проверки, в которых участвуют коллекции объектов.
4. Работа со строками
Строки -- один из самых широко распространённых типов данных, с которым приходится иметь дело в тестах, особенно если тестирование выполняется через пользовательский интерфейс. Конечно, эти строки могут представлять собой числа или даты или объекты какого-то другого типа, но из тестируемого приложения мы получаем их именно в виде строк, так что перед дальнейшим использованием их ещё нужно правильно преобразовать в нужный тип данных.
Мы научимся сравнивать строки, проверять их на соответствие регулярным выражениям, преобразовывать строки в числа и обратно, а также генерировать строки, состоящие из случайного набора символов.
5. Работа с файлами
Файлы -- это место, где можно хранить тестовые данные. Поэтому в контексте разработки автотестов важно уметь читать данные из файлов разного формата. С другой стороны, создавать тестовые данные тоже не обязательно вручную, можно написать программу, которая их будет гененировать и сохранять в файл нужного формата.
Мы научимся читать данные из файлов в формате CSV, XML, а также писать данные в файл в этих форматах.
6. Автоматизация Java UI
Это занятие-повторение. Мы заново построим новый тестовый набор с двухуровневой архитектурой для нового тестируемого приложения, для закрепления материала. С другой стороны, мы выберем приложение другого типа -- не веб-, а десктопное Java-приложение. Поэтому для работы с ним потребуется другой инструментарий. Но при этом мы увидим, что принципы построения тестового набора остаются теми же самыми.
7. Автоматизация Windows UI
И ещё одно занятие-повторение, в котором мы вновь построим новый тестовый набор с двухуровневой архитектурой, но на этот раз для десктопного windows-приложения.
8. Работа с базами данных
Подавляющее большинство многопользовательских приложений (к которым относятся и веб-приложения), а также многие однопользовательские приложения, используют базы данных для хранения информации. Когда пользователь вводит какую-то информацию через интерфейс приложения, она после некоторой обработки попадает в базу данных и хранится там до тех пор, пока она не потребуется для работы того же самого или или какого-то иного приложения. При тестировании часто бывает удобно проверить, правильно ли сохранилась информация в базе данных. Поэтому многие тестировщики, даже не умея программировать, достаточно хорошо владеют языком запросов к базе данных SQL.
Сначала мы научимся пользоваться технологией доступа к базам данных, которая позволяет выполнять привычные SQL-запросы и анализировать полученный ответ как таблицу. Затем мы освоим более современную технологию объектно-реляционных преобразований.
9-10. Сетевое программирование (протоколы прикладного уровня)
Последние два занятия будут посвящены рассмотрению особенностей тестирования распределённых приложений и вопросам автоматизации интеграционного тестирования.
Помимо того, что приложения читают и пишут файлы, а также работают с базами данных, они ещё и взаимодействуют между собой. Поэтому при тестировании постоянно приходится решать задачу создания такого окружения для тестируемого приложения, которое либо эмулирует поведение сторонних систем, либо содержит специальные тестовые версии таких систем. Двигаясь по первому пути мы приходим к необходимости разработки специальных приложений-эмуляторов. Второй путь ставит перед нами задачу разработки таких автоматизированных тестов, которые способны управлять не только тестируемым приложением, но и рядом вспомогательных систем.
Характерным случаем является использование электронной почты -- отправка ссылки для подтверждения регистрации, восстановление пароля, оповещения о каких-либо событиях. Для тестирования такого рода функциональности мы научимся работать с почтовым сервером из автоматизированных тестов: принимать и отправлять почту, анализировать содержимое почтовых сообщений.
Мы научимся из автоматизированных тестов получать файлы с тестового стенда или загружать их туда по протоколу FTP, это позволит проверять функциональность загрузки файлов на сервер через веб-приложение. Мы научимся формировать и отправлять произвольные HTTP-запросы, а не только такие, которые можно отправить через браузер, это позволит разрабатывать тесты для проверки надёжности и устойчивости приложений. Выйдя за пределы автоматизации только через пользовательский интерфейс путём эмуляции действий пользователя в браузере, мы научимся создавать комплексные тесты, проверяющие интеграцию нескольких систем.